Нужна ли ребенку свобода? Как вырастить свободную, самостоятельную личность с высоким чувством самодисциплины? С тех пор, как педагогика стала наукой, ответы на эти вопросы искало не одно поколение.
Вот что говорит Мария Монтессори: «Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник — сама жизнь». Природа наделила человека всеми необходимыми функциями для того, чтобы он мог выжить, состояться, самореализоваться и стать личностью. Что касается физиологической формы, то мы прекрасно знаем, что новорожденный с момента появления на свет первое время полностью зависит от взрослых.
В то же время он может рассчитывать на свои собственные жизненные функции, которыми наделен от природы. Дети нуждаются не только в уходе за телом, правильном питании, свежем воздухе, закаливании, но и... в свободе! Ведь свобода — это главная человеческая потребность, которая прокладывает путь к саморазвитию и совершенствованию. Мы говорим о том, что здоровый ребенок имеет хорошую сопротивляемость к болезням, он может адаптироваться в природе, как и все живое. Но сами же часто делаем все наоборот. Мы стараемся запеленать, завязать новорожденного ленточками, покупаем манежи, замкнутые стульчики, закрытые коляски. То есть с детства всячески ограничиваем свободу ребенка — свободу передвигаться и передвигать окружающие предметы, свободу видеть, выбирать и брать то, что ему нужно. На самом деле, ограничивая таким образом свободу ребенка, мы препятствуем развитию его мышц, координации движений и интеллекта.
Строя и обустраивая свой дом, взрослые могут сами организовывать себе такое пространство, в котором бы им было комфортно, удобно и свободно. Но при этом мы совершенно не думаем о том, что дети — полноценные члены семьи — тоже нуждаются в таком пространстве, а создать его сами не могут. Пространство, где мебель соответствовала бы их росту, где были бы удобные низкие шкафчики, в которых малыш сам бы мог разложить свои вещи, игры, пособия, карандаши по полочкам в определенном порядке. Ребенку просто необходимо пространство, где он мог бы свободно заниматься и перемещаться.
В основе педагогической школы М. Монтессори лежит воспитание ребенка как свободной личности, любовь к нему и своей профессии. В каждой группе одесского детского сада № 75, работающего по системе известной итальянки, педагогами создана специально подготовленная окружающая среда, одновременно имеющая эстетический эффект, в ней дети могут свободно перемещаться. Даже вся мебель здесь с открытыми полочками, где в определенном порядке лежат развивающие пособия.
Группа поделена на пять обучающих зон. Зона практической жизни особенно важна для самых маленьких. Ребенок самостоятельно выбирает нужную ему «работу» — тут можно надеть специальный фартук и заняться тем или иным видом деятельности: перелить аккуратно воду, перемешать зерно, рассортировать цветные пуговицы; можно также помыть посуду, научиться правильно мыть руки, подметать пол и многому другому. При выполнении этой работы дети учатся делать все самостоятельно, доделывать всегда до конца, класть вещи на свое место, приучаются к порядку. Они трудятся внимательно и с интересом, при этом развивается моторика, концентрация внимания, усваивается определенный порядок выполнения тех или иных действий. Каждое действие сопровождается пояснением, в результате малыши знакомятся с новыми словами, запоминая их. Главный итог таких занятий — все это абсолютно точно пригодится в дальнейшей жизни, да и дома их продолжить с родителями совсем не сложно.
Устал малыш? Тогда займемся сенсорикой! Зона, где развиваются органы восприятия и чувств, — вот лучшее место для таких занятий. Упражнения в сенсорной зоне подобраны так, чтобы по отдельности развивать осязание, зрение, обоняние, чувство вкуса, цвета, размера, веса, формы... Для каждой сферы чувств имеются учебные материалы различной степени сложности, например, большое количество пособий для подбора контрастных и одинаковых пар. М. Монтессори говорила: «Мозг, мышцы и органы чувств могут сказать, насколько развит ребенок».
Кроме получения сенсорных знаний ребенок может выбрать занятия по математике, грамоте и чтению, изучить четыре стихии земли, материки или просто отдохнуть и пообщаться. Когда все усилия взрослых направлены на помощь ребенку, а не на подавление его свободы, тогда в подготовленном окружении он свободен не только в пространстве, но и в выборе занятия, времени и места выполнения работы (ведь можно трудиться за столом, а можно и на полу — на индивидуальном коврике). В данном случае ребенку дается свобода в саморазвитии и самосовершенствовании.
Важно и то, что ребенок имеет право на ошибку. Он ведь работает сам, учится, в том числе и на своих ошибках, и развивается во многом самостоятельно.
Задача взрослого — наблюдая за развитием ребенка, помочь реорганизовать его мир «хаоса» в стройную упорядоченную систему. Откроем малышу путь к независимости и развитию через свободу и любовь!
Somkhit
2013-08-15 05:29:44Thanks for the great info dog I owe you bigtygi. http://aykugkz.com [url=http://utvbmblng.com]utvbmblng[/url] [link=http://ymhkpn.com]ymhkpn[/link]...
Jonti
2013-08-09 00:02:16That\'s a subtle way of thikinng about it....
Tatiana
2013-08-06 06:50:27That saves me. Thanks for being so senibsle!...